КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области с 19 по 25 сентября 2025 года
Исходная обстановка
(за период с 12 по 18 сентября)
1.1. Оправдываемость прогноза за прошедший период
Оправдываемость прогноза возможных чрезвычайных ситуаций за прошедший период составила 100%.
1.2. Метеорологическая обстановка
Среднесуточная температура воздуха составила +11,+16ºС и колебалась ночью от +1,+6ºС до +8,+13ºС (местами при прояснениях заморозки до -2ºС), днем от +12,+17ºС до +17,+22ºС. В конце периода в ночные и утренние часы наблюдался туман.
ЧС, связанных с опасными метеорологическими явлениями, не произошло.
1.3. Гидрологическая обстановка
Стабильная. ЧС, связанных с гидрологическими явлениями, за отчетный период не произошло.
Функционирование ГЭС
Новосибирская ГЭС работает в штатном режиме.
По состоянию на 17 сентября средний уровень воды в Новосибирском водохранилище составил 113,48 м БС (Балтийской системы измерений), сброс составил 2680 м³/с, приток 2510 м³/с. Уровень воды в реке Обь по состоянию на 18 сентября находится на отметке 189 см.
1.4 Лесопожарная обстановка
Стабильная. На большей части территории Новосибирской области в течение периода устанавливалась высокая пожароопасность 4 класса.
Всем заинтересованным структурам 11 сентября было направлено дополнение к экстренному предупреждению о высоком риске возникновения очагов природных пожаров в период с 13 по 15 сентября, 15 сентября в период с 16 по 19 сентября.
По данным космического мониторинга за истекшую неделю на территории области зафиксировано и ликвидировано 4 термические точки, в 5-ти км зоне - 4. Угрозы населенным пунктам не было.
Всего с начала года зарегистрировано 1572 термические точки, в 5 км зоне - 1268 (АППГ - 788, в 5-ти км зоне - 656).
С начала пожароопасного сезона зарегистрировано 50 очагов природных пожаров общей площадью 254,97 га (лесная – 227,74 га).
1.5 Экологическая обстановка
Стабильная. Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на территории Новосибирской области не отмечалось.
1.6 Сейсмическая обстановка
Стабильная. На прошедшей неделе на территории Новосибирской области сейсмических событий магнитудой 3 и более не зарегистрировано.
1.7 Эпидемическая обстановка
Стабильная. С начала эпидемического сезона клещевого энцефалита (по состоянию на 18 сентября) в медицинские учреждения обратились 13 611 человек по поводу укусов клещами, которые являются переносчиками клещевого энцефалита. Диагноз клещевой энцефалит подтвердился у 76 человек (7 человек умерли), клещевым вирусным боррелиозом заболели 137 человек. Проводятся профилактические мероприятия, направленные на недопущение массового распространения клещевого энцефалита среди населения: создан запас средств для профилактики и лечения клещевого энцефалита, провакцинировано 371 291 человек, проведена акарицидная обработка лесопарковых зон, детских оздоровительных лагерей отдыха на площади 9442,3 га (подлежит обработке 9442,26 га).
1.8 Эпизоотическая обстановка
Стабильная.
На территории д. Царицыно Новокулындинского сельсовета Чистоозерного района действуют ограничительные мероприятия (карантин) по бешенству.
1.9 Эпифитотическая обстановка
Стабильная.
1.10 Радиационная и химическая обстановка
За истекшую неделю фактов выброса вредных веществ в атмосферу городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Обь, Кольцово не зарегистрировано.
Потенциально опасные объекты работают в повседневном режиме. Радиационный фон соответствует природному гамма-фону.
1.11 Пожарная обстановка
На территории Новосибирской области за отчетный период (с 12 по 18 сентября) произошло 73 пожара (в жилом секторе – 29 (из них 14 в жилье и 15 в надворных постройках)), в результате которых 3 человека были травмированы.
В 2024 году за аналогичный период было зарегистрировано 97 пожаров (в жилом секторе – 44 (из них 25 в жилье и 19 в надворных постройках)), в результате которых 1 человек погиб и 7 человек получили травмы.
1.12 Обстановка на объектах энергетики
За истекшую неделю в муниципальных районах, муниципальных и городских округах Новосибирской области работа систем электроснабжения проходила в штатном режиме. Возникающие дефекты и аварии устранялись в течение суток и носили локальный характер.
Наиболее значимые отключения электроснабжения:
13 сентября с 07:20 до 13:42 в населенном пункте Воробьево Венгеровского района под отключение попали 115 частных жилых домов (проживают 270 человек, из них 52 ребенка), 2 социально-значимых объекта (СОШ, ФАП). Причина – разрушение 2-х изоляторов на ВЛ 10кВ.
13 сентября с 16:20 до 19:31 в населенных пунктах 1-Сибирцево и Старый Тартас Венгеровского района под отключение попали 176 частных жилых домов (проживают 303 человека, из них 90 детей), 6 социально-значимых объектов (2 СОШ, 2 ФАП). Причина – разрушение изолятора на ВЛ 10кВ.
16 сентября с 11:05 до 14:22 в н.п. Ленинское Новосибирского района под отключение попали 812 частных жилых домов (проживают 2346 человек, из них 520 детей), 1 социально-значимый объект (СОШ). Причина – обрыв провода ВЛ-10 кВ.
17 сентября с 09:25 до 12:25 в Дзержинском и Калининском районах г. Новосибирска под отключение попали 9 многоквартирных и 148 частных жилых домов (проживают 5400 человек, из них 1350 детей), 3 социально-значимый объекта (СОШ, 2 детских сада). Причина – аварийное отключение ТП.
18 сентября с 05:58 до 11:00 в н.п.Кобкордон Северного района под отключение попали 82 частных жилых дома (проживают 157 человек, из них 22 ребенка), 2 социально-значимых объекта. Причина – авария на ВЛ-10 кВ.
1.13 Обстановка на объектах ЖКХ
Продолжаются плановые профилактические и ремонтные работы по подготовке к новому отопительному сезону.
Готовность объектов ЖКХ (на 12 сентября) составила:
-жилищного фонда – 96% (по графику 100%);
-котельных – 99% (по графику 100%);
-тепловых сетей – 97% (по графику 100%);
-водопроводных сетей – 95% (по графику 100%).
Текущий запас угля на складах котельных коммунальных предприятий Новосибирской области составляет 133,539 тыс. т или 109% нормативного запаса.
На территории области начался отопительный период 2024/2025 года. По состоянию на 08:00 17 сентября произведено подключение социально-значимых объектов к системам теплоснабжения:
– в полном объеме в 15 муниципальных образованиях (г. Новосибирск, г. Каргат, г. Болотное, Чистоозерный, Маслянинский муниципальный округ, Татарский муниципальный округ, Искитимский, Болотнинский, Венгеровский, Северный, Тогучинский, Убинский, Усть-Таркский, Чулымский, и Каргатский районы);
Наиболее значимые нарушения жизнеобеспечения населения:
Аварийное отключение (с 19:30 12.09.2025 до 22:05 13.09.2025) в г. Оби. Под отключение попали 6 малоэтажных жилых домов (проживают 76 человек, из них 8 детей), социально-значимых объектов нет.
Причина – порыв трубы диаметром 50 мм. Водоснабжение восстановлено.
Аварийное отключение (с 16:00 13.09.2025 до 17:00 14.09.2025) в Советском районе г. Новосибирска. Под отключение попали 4 многоквартирных жилых дома (проживают 1100 человек, из них 275 детей), социально-значимых объектов нет.
Причина – повреждение на водопроводных сетях Д 200мм. Водоснабжение восстановлено.
Аварийное отключение (с 20:11 15.09.2025 до 11:50 16.09.2025) в п. Озерный Новосибирского района. Под отключение попали 13 многоквартирных и 296 частных жилых домов (проживают 940 человек, из них 240 детей), социально-значимых объектов нет. Причина – порыв трубы водовода диаметром 110 мм. Водоснабжение восстановлено.
Аварийное отключение (с 10:00 до 16:23 17.09.2025) в н.п. Старый Тартас Венгеровского района. Под отключение попали 361 частный жилой дом (проживают 583 человека, из них 224 ребенка), 1 социально-значимый объект (Д/К). Причина – авария на водоводе. Водоснабжение восстановлено.
1.14 Обстановка на дорогах
На дорогах области за отчетный период зарегистрировано 59 ДТП, в результате которых 68 человек получили травмы, погибли 7 человек.
В связи с неблагоприятными погодными условиями прекращалось автобусное сообщение:
12 сентября с 4 населенными пунктами по одному маршруту в Купинском районе;
13 сентября с 14 населенными пунктами по 4 маршрутам в Куйбышевском, Купинском и Кыштовском районах.
Отрезанных населенных пунктов не было, сообщение осуществлялось автомобилями повышенной проходимости.
1.15 Обстановка на железнодорожном транспорте
Стабильная. На территории области за прошедшую неделю на железнодорожном транспорте происшествий не зарегистрировано.
1.16 Обстановка на авиационном транспорте
Стабильная. На территории области за прошедшую неделю на авиационном транспорте происшествий не зарегистрировано.
Обеспечение безопасности на водных объектах
На водных объектах области за отчетный период происшествий не зарегистрировано.
Подразделения Государственной инспекции по маломерным судам на прошедшей неделе несли службу в повседневном режиме.
1.18 Другие вопросы
Поступали анонимные сообщения о минировании различных зданий и объектов Новосибирской области.
Во всех случаях пострадавших не было, оперативными службами и кинологическими расчетами все здания и объекты, прилегающие территории были проверены, взрывные устройства не обнаружены.
2. Прогноз
2.1 Природные источники ЧС
2.1.1 Метеорологический прогноз
Возникновение ЧС, вызванных опасными метеорологическими явлениями, на территории области маловероятно.
2.1.2 Геомагнитный прогноз
Магнитное поле Земли 19 и 20 сентября ожидается спокойное. Ухудшение условий КВ-радиосвязи маловероятно. Общее содержание озона в озоновом слое в пределах нормы.
2.1.3 Прогноз гидрологической обстановки
Новосибирская ГЭС на следующей неделе планирует осуществлять свою работу по притоку воды в соответствии с декадным и пентадным прогнозами от ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС».
На предстоящий период среднесуточный сброс воды из Новосибирской ГЭС ожидается в пределах 2700 + 50 м3/с. При данном сбросе уровень воды в р. Обь в районе гидрологического поста г. Новосибирска может составить 190 +10см.
Возникновение ЧС, связанных с опасными гидрологическими явлениями, на предстоящей неделе не прогнозируется.
2.1.4 Прогноз лесопожарной обстановки
На предстоящей неделе теплая и преимущественно сухая погода будет способствовать возникновению очагов природных пожаров особенно на фоне высокой 4 класса пожароопасности по районам области, о чем до органов управления доведено дополнение к экстренному предупреждению о высоком риске возникновения очагов природных пожаров на период с 20 по 23 сентября, наибольшая сложная обстановка может сложиться в южной и приобско-боровой зонах области (Сузунского, Маслянинского, Краснозерский, Кочковский, Здвинский районы). Высокая посещаемость населением лесных массивов, большая плотность сети автомобильных дорог, наличие дачных обществ создают повышенные условия для загораний.
На территорию приграничных районов (Баганского, Купинского и Карасукского муниципального округа), возможен переход трансграничных пожаров с территории Павлодарской области Республики Казахстан.
В выходные дни в связи с массовым выездом населения за город и на дачные участки возрастает вероятность возникновения очагов природных пожаров на территориях, прилегающих к крупным населенным пунктам, особенно городов Новосибирск, Бердск, Искитим, их пригородов и в районах садово-дачных обществ.
Основными причинами возникновения лесных пожаров могут послужить нарушение населением правил пожарной безопасности, в том числе во время сбора дикоросов, охоты на дичь в связи с прохождением сезона охоты, при разжигании костров и мангалов, выполнение работ с применением открытого огня, особенно вблизи лесных массивов и на лесных территориях.
2.1.5 Прогноз экологической обстановки
Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на предстоящей неделе на территории Новосибирской области маловероятно.
2.1.6 Прогноз эпидемической обстановки
ЧС маловероятно.
Возможны случаи обращения людей за медицинской помощью, связанные с укусами клещей, которые являются переносчиками клещевого энцефалита.
2.1.7 Прогноз эпизоотической обстановки
Возникновение ЧС маловероятно. Возможны единичные случаи заболевания животных бешенством.
2.1.8. Прогноз эпифитотической обстановки
Стабильная. Возникновение ЧС не прогнозируется.
2.2 Техногенные источники ЧС
2.2.1 Прогноз пожарной обстановки
В связи с понижением среднесуточной температуры в ночное время суток возрастает риск возникновения пожаров, особенно в районах сельской местности, в частном жилом секторе и садово-дачных обществах. Причинами возгорания могут стать использование для обогрева помещений самодельных и неисправных обогревательных приборов, неосторожное обращение населения с огнем (в том числе при курении в состоянии алкогольного опьянения и неконтролируемом разжигании костров и мангалов), нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, монтажа и эксплуатации электропроводки.
2.2.2 Прогноз обстановки на дорогах
Сохраняется риск возникновения ДТП, связанный с большим количеством автотранспорта, велосипедистов, мотоциклистов, электросамокатов на дорогах с наибольшей вероятностью на внутригородских дорогах крупных населенных пунктов, а с наиболее тяжкими последствиями – на дорогах межмуниципального значения, нерегулируемых железнодорожных переездах и потенциально опасных участках федеральных и территориальных трасс:
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 35,812 км по 35,844 км, с 37,350 км по 482 км (г. Бердск, протяженность 0,165 км, пересечение с железнодорожными путями в одном уровне),
- (Р-256 «Чуйский тракт») – с 32,398 км по 32,569 км, (г. Бердск, протяженность 0,18 км, опасный поворот).
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 37,849 км по 38,029 км, с 38,136 км по 38,218 км, с 39,937 км по 39,458 км (г. Бердск, протяженность 0,693 км, опасный поворот).
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 43,082 км по 43,812 км (Искитимский район, протяженность 0,765 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 48,541 км по 48,954 км (Искитимский район, протяженность 0,413 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 52,710 км по 54,782 км (Искитимский район, протяженность 2,012 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 96,527км по 98,205 км (Черепановский район, протяженность 1,678 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 56,170 км по 56,579 км (Мошковский район, протяженность 0,409 км, пересечение с железнодорожными путями в одном уровне),
- Р-255 «Сибирь» – с 58,400 км по 59,473 км (Мошковский район, протяженность 1,073 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 62,409 км по 63,188 км (Мошковский район, протяженность 0,779 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 69,111 км по 70,752 км (Мошковский район, протяженность 1,641 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 71,418 км по 72,788 км (Мошковский район, протяженность 1,370 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 90,042 км по 91,863 км (Мошковский район, протяженность 1,443 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 95,180 км по 96,829 км (Болотнинский район, протяженность 1,649 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 105,320 км по 106,370 км (Болотнинский район, протяженность 1,350 км, опасный поворот),
- (Р-255 «Сибирь» – с 106,672 км по 108,617 км (Болотнинский район, протяженность 1,945 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 107,825 км по 108,502 км (Болотнинский район, протяженность 0,677 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 137,388 км по 138,658 км (Болотнинский район, протяженность 1,270 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 139,350 км по 141,000 км (Болотнинский район, протяженность 1,650 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 139,038 км по 139,785 км (Болотнинский район, протяженность 0,757 км, крутой спуск (подъём)),
- К-19р – с 44 по 46 км Тогучинского района,
- К-17р – с 41 по 44 км Новосибирского района,
- К-19р – с 13 по 14 км Новосибирского района,
- К-17р – с 80 по 105 км Ордынского района,
- К-12 – с 16 по 25 км Колыванского района.
Не исключено возникновение ДТП на дорогах по причине неправильного выбора скоростного режима в зависимости от метеорологических и дорожных условий, управления транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, нарушения правил дорожного движения водителями и пешеходами.
Преобладающими видами ДТП будут наезд на пешеходов, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие.
2.2.3 Прогноз обстановки на железнодорожном транспорте
Возникновение ЧС на железнодорожном транспорте маловероятно.
2.2.4 Прогноз обстановки на авиационном транспорте
Возникновение ЧС на авиационном транспорте маловероятно.
2.2.5 Прогноз обстановки на объектах энергетики
Возникновение ЧС и крупных аварий на объектах энергетики по метеорологическим условиям маловероятно.
Не исключены аварии на линиях электропередач (ЛЭП) и трансформаторных подстанциях (ТП), связанные с выходом из строя отдельных участков ЛЭП снабжения населения электроэнергией, вызванные износом систем энергоснабжения (местами до 50-60%).
2.2.6 Прогноз обстановки на объектах ЖКХ
Продолжаться работы по обеспечению нормативного эксплуатационного запаса угля и формированию аварийного запаса материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во всех муниципальных районах и городских округах области активизируются работы по получению паспортов готовности муниципальных образований Новосибирской области к работе в осенне-зимний период 2024/2025 года.
Возможны перебои в работе коммунальных систем жизнеобеспечения населения в связи с началом нового отопительного периода, с наибольшей вероятностью в гг. Новосибирск, Каргат, Болотное, Маслянинском муниципальном округе, Татарском муниципальном округе, Искитимском, Болотнинском, Венгеровском, Северном, Тогучинском, Убинском, Усть-Таркском, Чулымском, Чистоозерном и Каргатском районах.
2.3 Обеспечение безопасности на водных объектах
Сохраняется риск несчастных случаев и происшествий на водоемах области, связанный с несоблюдением общепринятых правил поведения, нарушением правил безопасности при пользовании маломерными плавательными средствами при проведении охоты и ловле рыбы (особенно находясь в нетрезвом состоянии), оставлением детей без присмотра вблизи водоемов с наибольшей вероятностью на Новосибирском водохранилище, на реках Обь, Омь, Иня, Бердь, Карасук, озерах Чаны, Малые Чаны, Яркуль и Сартлан, Медвежье и на котлованах г. Новосибирска.
Рекомендации по организации и проведению превентивных мероприятий
и информированию населения
По информированию населения и организаций:
1. В средствах массовой информации осуществлять активную пропаганду по фактам бытовых пожаров, по соблюдению мер пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению мер безопасности при эксплуатации электрического и газового оборудования в быту, о последствиях управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
2. Вести контроль за своевременным оповещением населения, руководителей и ответственных лиц учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты всех форм собственности, а также других структур на подведомственной территории, работающих в сфере организации отдыха и туризма населения, в случаях угрозы возникновения ЧС.
3. В случае возникновения ЧС и происшествий на объектах ЖКХ и энергетики информировать население в СМИ о складывающейся оперативной обстановке.
4. Информировать население по правилам поведения и ведения ориентировки на местности при нахождении в лесных массивах при проведении сбора дикоросов и охоте на водоплавающую дичь
По сезонным рискам:
1. Проверить надежность крепления наружных рекламных плакатов и щитов, особенно в местах с массовым пребыванием людей, крепления кровли крыш зданий административного и социального назначения.
2. При необходимости выполнить опиловку больших крон, старых ветвей и гнилых деревьев, находящихся вблизи линий электропередач и сооружений.
По предупреждению лесных и ландшафтных пожаров:
1. Продолжить работу по выполнению мероприятий в соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области от 31.03.2025 г. № 67 «О мерах по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории Новосибирской области в 2025 году»:
- Проводить разъяснительную работу с учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами, владеющими, пользующимися и (или) распоряжающимися территорией, прилегающей к лесу, об обязательном выполнении требований пунктов 65 – 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- Провести работы по очистке территорий сельских поселений от горючего мусора, в том числе, предусмотрев данные мероприятия в планах благоустройства территорий. В течение пожароопасного сезона вести контроль за выполнением гражданами, предприятиями и организациями мероприятий по своевременной очистке от сгораемого мусора соответствующих территорий и соблюдением требований пожарной безопасности в части использования открытого огня. По фактам выявляемых нарушений обеспечить в рамках предоставленных полномочий принятие мер, направленных на устранение данных нарушений, в том числе информирование территориальных подразделений ГУ МЧС с представлением соответствующей доказательной базы.
- Вести контроль за состоянием противопожарных минерализованных полос, отделяющих лес или иных противопожарных барьеров.
- Предусмотреть привлечение техники для создания дополнительных минерализованных полос в случае возникновения непосредственной угрозы перехода лесных и ландшафтных пожаров на населенные пункты, определить порядок ее привлечения в максимально короткое время.
- Иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров.
- Поддерживать в готовности достаточное количество сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами.
- Проводить сходы населения с целью проведения разъяснительной работы по соблюдению правил пожарной безопасности при нахождении в лесу, обучения населения способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, доведения информации об особом противопожарном режиме, по запрещению сжигания мусора, сухой травы, стерни и разведении костров в период сухой, жаркой и ветреной погоды и в период противопожарного режима.
- Обеспечить проведение противопожарной пропаганды, организацию уроков по противопожарной пропаганде в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях о правилах пожарной безопасности в лесах, а также о мерах административной и уголовной ответственности за их несоблюдение.
-Продолжить работу по принятию нормативных правовых актов по вопросам стимулирования и привлечения населения к деятельности добровольной пожарной охраны, а также информированию населения об имеющейся нормативной правовой базе по поддержке пожарного добровольчества, передовых формах и методах работы.
- Продолжить работу по оказанию содействия в деятельности подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных Новосибирской области, в том числе по оснащению необходимым пожарно-техническим вооружением, боевой одеждой и инвентарем.
- Привлекать добровольцев, работников организаций и населения на тушение ландшафтных (природных) пожаров, а также для защиты населенных пунктов в случае возникновения угрозы перехода на них лесных и других ландшафтных (природных) пожаров.
- Продолжить работу с руководителями садоводческих обществ по выполнению правил пожарной безопасности на соответствующих территориях.
- Продолжить работу по обеспечению всех населенных пунктов, территорий садоводства или огородничества источниками наружного противопожарного водоснабжения, созданию на пожароопасный сезон пожарных водоемов, сооружению временных водоемов, а также обеспечению возможности забора воды из них пожарной техникой.
- Усилить меры по контролю за состоянием имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения.
- С помощью распространения наглядной агитации в виде памяток-листовок и плакатов проводить работу среди населения по профилактике лесных пожаров.
- Обеспечить готовность к проведению эвакуационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
- Уточнить места, маршруты и способы возможного отселения жителей из населенных пунктов, попадающих в зону возможных лесных пожаров.
- Активизировать работу среди населения и руководителей предприятий и учреждений по страхованию ими имущества от лесных пожаров, для этих целей организовать в средствах массовой информации выступления работников страховых организаций о целесообразности страхования.
- Обеспечить взаимодействие территориальных органов внутренних дел с лесничествами и лесопользователями в целях выявления и пресечения нарушений правил пожарной безопасности на территориях, прилегающих к лесному фонду.
- В случае возникновения очагов пожаров в первую очередь организовывать тушение в 5-км зоне силами волонтеров, добровольных пожарных дружин, общественников, проживающих в данных поселениях; ликвидация пожаров должна осуществляться в кратчайшие сроки (не более одних суток).
По риску биологической опасности:
1. Вести контроль за соблюдением санитарных норм при организации питания в детских дошкольных учреждениях, оздоровительных лагерях и объектах социального значения; организовать микробиологический контроль за качеством воды поверхностных водоемов, являющихся источниками питьевой воды, обратить внимание на готовность аварийных служб к устранению аварий на водопроводных и канализационных сетях.
2. Обеспечить контроль за фитосанитарной обстановкой и организовать проведение работ по уничтожению вредителей сельскохозяйственных культур.
По риску возникновения техногенных пожаров:
1. Проводить комплекс мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и последствий от них в частном жилом секторе, уделяя особое внимание объектам с массовым пребыванием людей и местам проживания социально незащищённых граждан. Продолжать работу по привлечению общественности (ТСЖ, ТОС, дворовых и уличных комитетов, старост) к осуществлению мер пожарной безопасности, по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе посредством изготовления и распространения среди населения памяток и листовок (наглядной агитации) по мерам пожарной безопасности в быту, посредством организации и проведения собраний населения, организации через средства массовой информации и в местах с массовым пребыванием людей (в том числе клубах, больницах) противопожарной пропаганды.
2. Обеспечить пожарную безопасность на объектах с круглосуточным пребыванием людей системы социальной защиты населения, здравоохранения.
3. Проводить разъяснительную работу среди населения о преимуществах оборудования жилых помещений автономными дымовыми пожарными извещателями, которые являются одним из эффективных средств по предупреждению гибели людей в состоянии сна. Вести контроль за техническим состоянием ранее установленных (выданных) извещателей в местах проживания социально-незащищенной категории граждан.
4. Контролировать деятельность рабочих групп администраций муниципальных образований по проведению подворовых обходов с проведением инструктажей по мерам пожарной безопасности в быту, в том числе с социально неблагополучными и социально незащищенными гражданами.
5. Обеспечить пожарную безопасность на объектах сельскохозяйственного производства и на объектах животноводства.
6. Содержать в состоянии работоспособности системы противопожарного водоснабжения и оповещения населения о пожаре.
7. Обеспечить пожарную безопасность объектов ТЭК и ЖКХ.
8. Проводить мероприятия, направленные на профилактику детской гибели и травматизма.
9. Продолжить системную работу органов социальной защиты по оказанию адресной помощи социально незащищенным слоям населения в ремонте (замене) печного отопления и электропроводки.
10. Проводить работу с руководителями садоводческих обществ по обеспечению пожарной безопасности на соответствующих территориях.
По риску возникновения аварий на объектах ТЭК и ЖКХ:
Вести усиленный контроль за работой объектов ТЭК и ЖКХ, систем электроснабжения с целью недопущения возникновения аварий и ЧС.
Вести усиленный контроль за безаварийным подключением объектов ЖКХ к новому отопительному сезону и своевременно реагировать в случаях аварий для оперативного их устранения.
3. Иметь резерв материальных ресурсов и поддерживать готовность аварийных бригад на оперативное реагирование в случаях нарушений в системах жизнеобеспечения населения.
4. Содержать в исправности резервные источники электроснабжения и уточнить способы доставки их к месту возможной ЧС.
По риску возникновения ДТП и нарушения транспортного сообщения:
1. Во взаимодействии с ГАИ вести усиленный контроль за безопасностью дорожного движения.
2. Информировать участников дорожного движения о складывающихся метеорологических условиях.
3. Не ослабевать работу со школьными учреждениями по мерам поведения учащихся при переходе проезжей части дорог
По риску возникновения происшествий на водных объектах:
1. Во взаимодействии с инспекторским составом Центра ГИМС усилить контроль за соблюдением правил поведения на водных объектах в зонах возможного отдыха, за соблюдением правил эксплуатации плавательных средств, уделить особое внимание местам вблизи водоемов, посещаемым населением.
2. В местах неорганизованного отдыха людей на водных объектах контролировать наличие предупреждающих и запрещающих знаков.
3. Держать на особом контроле проведение туристических, спортивно-массовых и других мероприятий с использованием маломерных судов и других средств для пересечения водных объектов.
4. По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться на телефон оперативной дежурной смены 202-01-30 (круглосуточно).
При угрозе и возникновении ЧС:
1. При угрозе возникновения ЧС, вызванных опасными метеорологическими явлениями, вводить режим повышенной готовности.
2. В случае возникновения ЧС и происшествий на объектах ЖКХ и энергетики информировать население в СМИ о складывающейся оперативной обстановке.
3. При угрозе возникновения ЧС природного и техногенного характера звонить на единый номер вызова экстренных оперативных служб 112, информировать оперативную дежурную смену ЦУКС Главного управления МЧС России по Новосибирской области – дежурного по силам и средствам по телефону 203-51-09 и дежурную смену аварийно-спасательной службы Новосибирской области по телефону 218-22-32 для оперативного задействования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС.
4. При возникновении ЧС немедленно принимать меры к их ликвидации и информировать старшего оперативного дежурного смены ЦУКС Главного управления МЧС России по Новосибирской области по телефону 217-68-06.
5. Для работы с населением действует «телефон доверия» Главного управления МЧС России по Новосибирской области 239-99-99.